3.4 Устойчивость ГПМ.

      3.4.1. Устойчивость стреловых передвижных кранов.

Проверка грузовой устойчивости дает оценку работоспособности крана при работе с номинальным грузом. Проверка собственной устойчивости осуществляется при действии ветровой нагрузки в нерабочем состоянии.


Нагрузки, действующие на кран и принимаемые в рассмотрение при расчете устойчивости:

      1. Сила тяжести крана G
Для узлов с переменной силой тяжести (баки для горючего, барабан со сматываемым канатом и т. п.) при-нимается минимальная сила тяжести, если они создают стабилизирующий момент и максимальная сила тяжести, если они создают опрокиды-вающий момент.

2. Сила тяжести номинального рабочего груза Q.
В нее включают и силу тяжести грузозахватных приспособлений.

3. Ветровая нагрузка рабочего состояния Pв .

4. Ветровая нагрузка, действующая на груз Pвг.
Она прикладывается к оголовку стрелы при подвешивании груза на гибком подвесе.

5. Ветровая нагрузка нерабочего состояния Pво.

6. Инерционная нагрузка от массы груза Pгр и массы крана Pкр (от разгона и торможения) .
Усилие Pгр приложено к оголовку и направлено в сторону, противоположную направлению ускорения.

Аналогично

7. Инерционная нагрузка от массы груза при разгоне и торможении механизма подъема Pq .

8. Инерционная сила от масс груза при работе механизма изменения вылета.
Эти силы имеют максимальное значение в случае, когда груз находится ближе всего к оголовку, поэтому там они и прикладываются.

Распределенную массу стрелы Gс/g также приводят к оголовку стрелы Gпр/g . Тогда суммарная нагрузка от этих двух сил:

Разложим силы (направленные вдоль вектора скорости V2 ) на горизонтальные и вертикальные составляющие :

9. Нагрузка от центробежной силы при повороте крана Pz.

где n - скорость вращения крана [об/мин].

С достаточной для практики точностью при малых

Подставим этот результат в выражение для Pz и, приняв , получим:

тогда отклонение груза составит

Сила Pz приложена к оголовку параллельно поверхности земли.
10. Инерционная нагрузка от масс груза и стрелы при вращении крана F .
Она направлена по касательной к траектории движения масс параллельно опорной поверхности. Ее приводят к оголовку стрелы и рассчитывают для наихудшего положения (при угле 45 град. к ребру опрокидывания).

Опрокидывает кран усилие Fi :

Так как груз отклоняется при вращении на расстояние x , то суммарный радиус вращения:

По правилам Госгортехнадзора коэффициент грузовой устойчивости определяется по формуле:

где опрокидывающий момент Mоп создается силой тяжести груза, а ста-билизирующий Mст - силой тяжести крана, уменьшенной креном, силами инерции и ветра.
То есть

Окончательную зависимость для коэффициента грузовой устойчивости получить самостоятельно!
Для кранов, работающих с разрядными грузами, Ky>1,25 .
Если не учитывать ветровые нагрузки, инерционные силы и уклон, то Ky>1,4.

Коэффициент собственной устойчи-вости.


Определение Ky и Kc производится без учета рельсовых ветровых захватов. При определении Kc не учитываются аутригеры.