2.5.2.2. Фрикционные остановы.
а) Кулачкового типа.

Применяются редко, так как имеют существенные недостатки:
· изгибают вал;
· не защищены от попадания грязи и масла;
· большой износ поверхностей из-за постоянного трения.
б) Роликовые остановы (муфты свободного хода).

1 - муфта свободного хода, 2 - вал, 3 - ролик, 4 - неподвижный тормозной барабан.
При вращении муфты против часовой стрелки ролики не препятствуют движению. При смене направления вращения муфты ролики попадают в узкую часть выемки, где и заклиниваются.
Обеспечивается большая плавность срабатывания, безударное приложение нагрузок и высокая надежность (система закрытая). Все ролики подпружинены для обеспечения постоянной готовности к заклиниванию.
Наибольший крутящий момент при заклинивании роликов с учётом динамических нагрузок

где M - номинальный крутящий момент от груза на валу останова, kg = kgв + kм - коэффициент динамичности, причем kgв - коэффициент, учитывающий вид применяемого двигателя, а kм - коэффициент, учитывающий вид ГПМ (для кранов kм = 2).

Расчетный крутящий момент роликового останова

где kT = 0,6...0,9 - коэффициент, характеризующий точность изготовления и монтажа останова.
Нормальное давление на ролик:

где z - число роликов, D - внутренний диаметр корпуса, a - угол заклинивания. При этом угол заклинивания выбирается из условия

где ρ и f - соответственно угол и коэффициент трения.
Для обеспечения саморасклинивания роликового останова принимают a = 6...8 град.
Обычно назначают z= 3...5. Причем длину ролика выбирают из соотношения l= (1,25...1,5) d , а внутренний диаметр корпуса останова D= 8 d, где d - диаметр ролика.
Расчет останова ведут на смятие

где E - приведенный модуль упругости контактирующих деталей оста-нова.