1.5. Расчетные нагрузки.
При расчете ГПМ необходимо учитывать возникающие в процессе работы нагрузки и их наиболее опасные сочетания. По этим нагрузкам должен быть проведен расчет ГПМ на прочность и выносливость.
Для ГПМ различают три основных расчетных случая в рабочем и нерабочем состоянии.
1.5.1. Нормальные нагрузки рабочего состояния.
Это нагрузки, соответствующие номинальному режиму работы крана.
К расчетным нагрузкам относятся:
· собственный вес крана;
· номинальный вес груза;
· ветровая нагрузка рабочего состояния;
· инерционные нагрузки, возникающие при пуске и торможении механизмов крана;
· нагрузки от уклона местности для сухопутных и от крена при качке для плавучих кранов.
По этим нагрузкам производится расчет на выносливость, долговечность, износ и нагрев.
При переменных значениях нагрузок (в том числе и веса груза), следует принимать в расчете среднее или эквивалентное значение этих нагрузок.
1.5.2. Максимальные нагрузки рабочего состояния.
Они возникают в такие периоды работы крана, когда он подвергается действию максимальных дополнительных и случайных нагрузок.
Они вызываются:
· собственным весом крана;
· номинальным весом груза;
· предельным значением ветровой нагрузки рабочего состояния;
· экстренным торможением механизмов;
· максимально возможным уклоном местности или креном при качке;
· резким пуском или применением интенсивного электрического торможения в случаях, если такие режимы не предусмотрены при нормальной эксплуатации;
· внезапным включением или отключением тока.
Предельные значения таких нагрузок ограничиваются буксованием колес при пуске и торможении, максимальным тормозным моментом, фрикционными муфтами предельного момента и электрозащитой.
По этим нагрузкам производится расчет прочности и устойчивости крана в целом и отдельных его элементов, причем выбираются наиболее опасные комбинации нагрузок (в пределах действительно возможного их сочетания), определяемые на основе практики расчета и эксплуатации ГПМ.
1.5.3. Нагрузки нерабочего состояния.
В этом случае считают, что кран на-ходится на открытой площадке, все его механизмы не работают и подвергаются действию следующих нагрузок:
· собственный вес элементов крана;
· расчетная ветровая нагрузка нерабочего состояния;
· нагрузки от уклона местности или крена и качки.
По этим нагрузкам производится проверка прочности и устойчивости крана в целом и отдельных его элементов.
Кроме того на этот случай нагружения рассчитываются:
· механизм изменения вылета стрелы;
· противоугонные и тормозные устройства;
· элементы металлоконструкции;
· колесные хода и опорноповоротные устройства.
Кроме основных трех случаев нагружения в ряде раcчетов оцениваются и учитываются следующие нагрузки:
· при транспортировке;
· при монтаже;
· сейсмические;
· от взрывной волны;
· от соударения с буферами и препятствиями.
По этим усилиям производится проверка прочности и устойчивости крана и его элементов.