Жесткость - это способность упругого элемента сопротивляться образованию
деформаций.
Численно она характеризуется коэффициентом
жесткости - отношением силового фактора к той деформации, которая вызывается
его действием:
·
Линейная жесткость
·
Угловая крутильная жесткость
где Р - сила,
вызывающая линейную деформацию y ; М -
момент, вызывающий угловую деформацию .
На валу 2 в силовом режиме действует момент
М, который при жесткости вала с вызывает его деформацию .
Приведем крутящий момент к валу 1.
Приведем деформацию вала 2 к валу 1
C учетом уравнений (*) и
(**) определим приведенную к валу 2 жесткость вала 1
Жесткости
приводятся от одного вала к другому аналогично моментам инерции и массам.
Если каждый упругий элемент воспринимает
весь силовой поток, то их соединение - последовательное. А если упругие
элементы системы воспринимают только часть силового потока, то их соединение
называется параллельным.
При параллельном соединении упругих
элементов их коэффициенты жесткости складываются, а при последовательном -
складываются коэффициенты податливости ( величины,
обратные коэффициентам жесткости ).
Приведем линейную жесткость одинарного
полиспаста к крутильной (к валу барабана).
Деформация
каната (линейная)
где с - жесткость каната.
Линейной деформации будет соответствовать
угол поворота барабана
Действие
веса груза Q на канат эквивалентно действию на окружность барабана крутящего
момента MQ
Жесткость
каната, приведенная к оси барабана
Нетрудно
показать, что жесткость каната, приведенная к валу двигателя
определяется по формуле
где - передаточное отношение редуктора, - кратность полиспаста.